Содержание Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи программы 1.3 Содержание программы 1.4 Учебный план 1.5 Планируемый результат Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1 Календарный учебный график 2.2 Условия реализации программы 2.3 Оценочный материал 2.4 Методические материалы 2.5 Список литературы 2 Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Фантазеры» (далее – Программа) разработана в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации; Приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Постановление правительства Свердловской области № 900-ПП от 07.12.2017. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025г. Программой художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества» Н.В.Дубровской. СПб.: Детство-Пресс, 2010; Уставом МБДОУ «№36 «Лесная полянка». Данная программа имеет художественную направленность. Актуальность Сегодня, когда во многих дошкольных образовательных учреждениях на знакомство с изобразительным искусством и занятия по изобразительнохудожественному творчеству отводится ограниченное время, его развитие через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования. В настоящее время наблюдается тенденция возрастающего значения эстетического развития детей. Сегодня педагогическое сообщество возвращается к пониманию художественной культуры как уникального изобретения человечества, 3 которое позволяет ребенку с первых лет жизни ощутить себя полноценным субъектом мира. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Программа «Фантазеры», знакомит детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности. Эта Программа позволяет научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество детей. Новизна программы Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО. Программа предусматривает развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием нетрадиционных техник рисования. Программа является педагогически целесообразной, т. к. предназначена для того, чтобы разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения, развить творческие задатки детей с помощью разных способов и приемов изобразительной деятельности. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полѐт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изо-техник. Тем самым программа «Фантазеры» не только дает основательную базу по изобразительно-художественной деятельности, но и создает для детей перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения. Практическая значимость программы Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая 4 деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Особенности организации образовательного процесса Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 6-го года жизни. Срок реализации программы: 1 год Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю (4 раза в месяц), с сентября по август, продолжительностью 25 минут Наполняемость группы: до 15 человек. Формы организации деятельности воспитанников на занятии: фронтальная; индивидуальная Формы и режим занятий Формы организации деятельности: Групповая; Индивидуальная Формы проведения занятий: Очная 1.2 Цель и задачи программы Цель программы обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью в нетрадиционной технике рисования Задачи программы Способствовать овладению воспитанниками нетрадиционными техниками рисования. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения. Формировать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии. • знакомство с изобразительным искусством и его жанрами; • помощь в овладении практическими умениями и навыками в художественной деятельности; • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; • развитие колористического видения, художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; • формирование устойчивого интереса к искусству и занятиям 5 художественным творчеством; • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия. 1.3 № Учебный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Наименование разделов и тем Всего часов 1 1.1 2 2.1 2.2 2.3. 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 Ознакомление. Инструктаж по технике безопасности, (сентябрь) Инструктаж технике безопасности, (январь) в том числе теоретических практических Вводный раздел Формы аттестации/контроля Наблюдение 1 1 по Беседа 1 1 Раздел Акварель Акварельные карандаши знакомство техникой рисования Рисунки из ладошки Лукошко с грибами Знакомство с техникой рисования Печать листьями Печать по трафаретам Рисование тычком Рисование ватной палочкой Рисование в технике «набрызг» Акварель знакомство с техникой рисования Рисование по мокрому слою бумаги Рисование акварелью и восковыми мелками Рисование акварелью и солью Рисование с эффектом 1 1 1 0,2 0,2 0,2 Раздел Гуашь 0,8 0,8 0,8 Наблюдение Выполнение творческого задания Наблюдение 1 1 0,2 0,2 0,8 0,8 1 2 0,2 0,2 0,8 1,8 Наблюдение Наблюдение Выполнение творческого задания Наблюдение 1 0,2 0,8 Наблюдение 0,2 1,8 Раздел Акварель Наблюдение 2 1 0,2 0,8 Беседа 1 0,2 0,8 Наблюдение 2 0,2 1,8 Наблюдение 1 0,2 0,8 Наблюдение Выполнение творческого задания 6 потрескавшегося воска 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6 6.1 6.2 6.3 7 7.1 7.2 8 8.1 8.2 1 Знакомство с техникой Кляксография Выдувание через соломинку Рисование пером, тушью по силуэтам Роспись салфетки тушью Знакомство с техникой Пингвин на льдине Открытка Знакомство с техникой Панно коллективная работа Знакомство техникой Коллаж Итого 0,2 0,8 Раздел: Цветная тушь 1 1 0,2 0,2 0,8 0,8 Беседа Наблюдение 1 0,2 0,8 Наблюдение 2 0,2 1,8 Наблюдение 1 0,2 0,8 Раздел: Пластилинография Наблюдение 1 2 1 0,2 0,8 0,2 1,8 0,2 0,8 Раздел: Акриловые краски Беседа Наблюдение Наблюдение 1 2 0,2 0,8 0,2 1,8 Раздел: Клеевые картины Беседа Наблюдение с 2 2 36 1.4 0,2 0,2 7,2 1,8 1,8 28,8 Беседа Итоговое занятие Содержание программы Раздел 1. Вводный раздел 1.1 Вводное занятие. Мы в изобразительной студии. Теория: Знакомить детей с правилами работы в изобразительной студии. Провести инструктаж по технике безопасности. (сентябрь) Практика: Просмотр презентации. Обсуждение с педагогом презентации. Совместно с детьми формулирование правил – «чего нельзя делать в учебном классе?» Раздел 2. Акварель 2.1 Акварельные карандаши Теория: техника рисования акварельными карандашами Практика: Творческое задание. Рисование по замыслу. 2.2 «Рисунки из ладошки» Теория: техникой рисования рисунки из ладошки. Практика: Превратить каждый нарисованный пальчик в дерево на полянке, используя акварельные карандаши и средства выразительности доступные каждому ребѐнку. 7 2.3 «Лукошко с грибами» Теория: Техника рисования рисунки из ладошки. Прикладывать ладошку к листу бумаги, растопыривать пальцы, обводить их карандашом, оживлять работу, используя все средства выразительности. Практика: Превратить каждый нарисованный пальчик в грибочек, разных видов, дорисовать лукошко, используя акварельные карандаши, воду, кисти. Раздел 3. Гуашь 3.1 Знакомство с гуашью Теория: Познакомить с техникой рисования гуашью Практика: творческое задание. Рисование по замыслу. 3.2 «Печать листьями» Теория: Техника рисования: печать листьями, листок гуашевой краской, делать отпечаток, создавать композицию из листьев, оживлять мелкими деталями (ягодками, цветочками т.д.) Практика: Создать из листьев и ягод красивую композицию, показать многообразие листьев, форм, расцветок. 3.3 «Печать по трафаретам» Теория: Знакомство с техникой рисования печать по трафаретам. Показать способ нанесения на губку краски и легкими движениями переносить еѐ на трафарет. Используя трафарет и поролоновую губку, создавать букет, оживить рисунок, используя и другие материалы Практика: Создать красивое панно в технике печать по трафаретам из листьев по теме «Осень золотая» 3.4 «Рисование тычком» Теория: Знакомство с техникой рисования тычком. Учить набирать на щетинную кисть гуашевую краску и лѐгкими движениями наносить по контуру работы, держать кисть вертикально бумаги. Практика: Выполнить работу в технике рисование тычком, на тему «Лес – словно терем расписной» 3.5 «Рисование ватной палочкой» Теория: Знакомство с техникой рисования – ватными палочками Формировать умение держать ватную палочку вертикально, прижимать плотно к листу бумаги, набирать достаточное количество гуашевой краски, создавать неповторимый орнамент из точек на бумаге, для создания более крупных деталей смачивать в воде. Практика: Выполнить работу в технике рисования ватными палочками по теме «Красивая тарелка» 3.6 Рисование в технике «набрызг» Теория: Знакомство с техникой рисования - набрызг Формировать навыки аккуратности при выполнении техники набрызга, учить брызгать по направлению работы. Практика: Выполнить работу в технике набрызга по теме «Зимушка – Зима» 8 Раздел 4. Акварель. 4.1 Знакомство с акварелью Теория: Познакомить с техникой рисования гуашью Практика: творческое задание. Рисование по замыслу. 4.2 «Рисование по мокрому слою бумаги» Теория: Знакомство с техникой рисования по мокрому слою бумаги. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождѐм или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску. Практика: Выполнить рисунок в технике рисование акварелью по мокрому слою бумаги «Астры» 4.3 «Рисование акварелью и восковыми мелками» Теория: Знакомство с новой техникой рисования. Развивать навыки рисования восковыми карандашами, закрепить приѐм проявление воска сквозь прозрачную акварель. Практика: Выполнить работу в технике рисования акварелью и восковыми мелками по теме «Аквариумные рыбки» 4.4 «Рисование акварелью и солью» Теория: Знакомить с новой техникой рисования. Учить соединять в работе обычные материалы, но создавать необычную фактурность предметов. Практика: Выполнить работу в технике рисования акварелью и солью по теме «Сказочный цветок» 4.5 «Рисование с эффектом потрескавшегося воска» Теория: Знакомить с новой техникой рисования. Закрепить приѐм тонирование бумаги восковыми мелками, учить подбирать контрастные цвета, закрепить приѐм проявление воска сквозь прозрачную акварель. Практика: Выполнить работу в технике рисования с эффектом потрескавшегося воска на тему «Тюльпаны» Раздел 5. Цветная тушь 5.1 Знакомство с тушью. Теория: Познакомить с техникой рисования тушью Практика: творческое задание. Рисование по замыслу. 5.2 «Кляксография» Теория: Знакомить с новой техникой рисования. Способы рисования кляксами, пятнами. Формировать у детей умение создавать из цветового пятна художественную композицию, образ предмета или природного явления. Практика: Выполнить работу в технике рисования «кляксография» по теме «Забавные человечки из пятна» 5.3 «Выдувание через соломинку» 9 Теория: Знакомить с новой техникой рисования. Развивать навыки раздувания пятна, преобразовывая его в нужную форму, оживлять с помощью рисования. Практика: Выполнить работу в технике рисования выдувание через соломинку по теме «Заколдованный лес» 5.4 «Рисование пером и тушью по силуэтам» Теория: Знакомить с новой техникой рисования рисование пером и разноцветной тушью по силуэтам. Развивать навыки работы с тушью, учить использовать тонкие пѐрышки для создания более изящного образа, формировать аккуратность при выполнении работы. Практика: Выполнить работу в технике рисования пером и тушью по силуэтам по теме «Кружевные рыбки» 5.5 Роспись тушью салфетки» Теория: Знакомить с новой техникой рисования. Развивать навыки работы с тушью, учить использовать тонкие кисти для создания более изящного образа, формировать аккуратность при выполнении работы. Практика: Выполнить работу в технике роспись тушью салфетки по теме «Цветочный орнамент» Раздел 6. «Пластилинография» 6.1 Знакомство с пластилином Теория: Познакомить с техникой рисования пластилином Практика: творческое задание. Рисование по замыслу. 6.2 «Пингвин на льдине» Теория: Знакомить с новой техникой рисования пластилинография, учить отщипывать маленькие кусочки, раскатывать их, показать приѐм растягивания, растирания пластилина, смешивания одного цвета с другим. Практика: Выполнить коллективную работу в технике рисования пластилинография по теме «Пингвин на льдине» 6.3 «Открытка» Теория: Знакомить с новой техникой рисования пластилинография, учить отщипывать маленькие кусочки, раскатывать их, показать приѐм скручивания, растягивания, растирания пластилина, смешивания одного цвета с другим, учить работать на силуэтах. Практика: Выполнить работу в технике рисования пластилинография по теме «Открытка» Раздел 7. «Акриловые краски» 7.1 Знакомство с акриловыми красками Теория: Познакомить с техникой рисования акриловыми красками Практика: творческое задание. Рисование по замыслу. 7.2 Панно – коллективная работа Теория: Знакомить с новой техникой рисования акриловыми красками. Формировать у детей умение пользоваться акриловыми красками, познакомить с их свойствами: можно водить по краске любыми предметами, оставляют яркий отпечаток, после высыхания не стираются, блестят. 10 Практика: Выполнить коллективную работу в технике акриловыми красками по теме «Пустыня» Раздел 8. «Клеевые картины» 8.1 Рамка для фото Теория: Знакомить с новой техникой рисования клеем. Формировать умение выполнять поделки с использованием более доступных материалов, но с эффектной фактурой. Практика: Выполнить работу в технике клеевых картин по теме «Рамка для фото» 8.2 «Коллаж» Теория: Знакомить с новой техникой рисования коллаж. Формировать умение использовать в коллаже разнообразные бросовые и художественные материалы, ткани, цветы, бусины, тесьму. Что придаѐт ему объѐмность. Практика: Выполнить работу в технике коллаж по теме «Портрет мамы» 1.5 Планируемый результат Ожидаемые результаты Личностные результаты: - проявление интереса к миру искусства, к культуре и истории своего народа, родному краю; - уважительное отношение к друзьям, взрослым; - проявление доброжелательности, внимательности, готовность прийти на помощь; - развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания; - умение организовать рабочее место; - бережное отношение к художественным материалам и инструментам; - развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера; Метапредметные: - умение определять цель учебной деятельности, планировать выполнения задания, оценивать свою деятельность; - участие в диалоге, сотрудничество в совместном решении общих проблем и задач; - нахождение и анализ необходимой информации; - самостоятельное выполнение работы по инструкции; - приобретение навыка работы в паре, группе; - участие в коллективном обсуждении; Предметные: - умение самостоятельно работать в разных техниках; - ознакомление с художественными терминами и понятиями; - освоение основ рисунка, цветоведения, композиции; - знание особенностей цвета и изобразительных материалов; - умение передавать форму, величину изображения; 11 - умение сравнивать и правильно определять их расположение, цвет; пропорции предметов, По итогам первого года обучения дети 5—6 лет будут знать: основные и дополнительные цвета, цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета), понятие симметрии, контрасты форм, свойства красок и графических материалов; • свойства различных художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина; их выразительные возможности; • жанры изобразительного искусства и его виды; • знать и называть фамилии известных художников, скульпторов, мастеров народного творчества, их конкретные произведения; будут уметь: • работать в следующих видах искусства: живописи, графике, декоративно-прикладных и народных формах; • чувствовать красоту музыкальных мелодий во время знакомства с художественными произведениями; • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; • грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки; • работать самостоятельно, в сотворчестве и в коллективе; • анализировать произведения искусства, приобретут знания о конкретных произведениях выдающихся художников, научатся использовать художественные термины и понятия. 12 Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» Знакомство, правила поведения и техника безопасности в кабинете. Просмотр презентации Обсуждение с педагогом презентации. Совместно с детьми формулирование 1 правил - «Чего нельзя делать в учебном классе?». Раздел: Акварель Акварельные 1 карандаши. Знакомство с техникой рисования Форма контроля Место проведения Тема занятия Количество часов Календарный учебный график Форма занятия Число Время проведения занятия Месяц № п/п 2.1 1 1 Беседа Презентация 2 2.1 Практическо е занятие 2.2 Практическо е занятие 2.3 Практическо е занятие 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 Наблюдение 1 Рисунки из ладошки 1 Лукошко с грибами Наблюдение Раздел: Гуашь Комбиниров анное занятие Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие 4 4.1 Наблюдение Выполнение творческого задания 3 3.1 Наблюдение Комбиниров анное занятие 1 Знакомство с техникой рисования 1 Печать листьями 1 Печать по трафаретам 2 Рисование тычком Рисование ватной палочкой Рисование в технике 2 «набрызг» Раздел: Акварель 1 1 Акварель. Знакомство с техникой рисования Наблюдение Наблюдение Выполнение творческого задания Наблюдение Наблюдение Наблюдение Беседа 4.2 4.3 4.4 4.5 Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие 5.2 5.3 5.4 5.5 6 6.1 6.2 6.3 7 7.1 7.2 8 8.1 8.2 2 1 1 Рисование по мокрому слою бумаги Рисование акварелью и восковыми мелками Рисование акварелью и солью Рисование с эффектом потрескавшегося воска Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выполнение творческого задания Раздел: Цветная тушь 5 5.1 1 Комбиниров анное занятие 1 Знакомство с техникой рисования тушью Кляксография Практическо Выдувание через 1 е занятие соломинку Практическо Рисование пером, 2 е занятие тушью по силуэтам 1 Роспись салфетки Раздел: Пластилинография Комбиниров Знакомство с техникой анное 1 пластилинография занятие Практическо 2 Пингвин на льдине е занятие Практическо 1 Открытка е занятие Раздел: Акриловые краски Комбиниров Знакомство с техникой анное 1 рисования акриловыми занятие красками Практическо Панно – коллективная 2 е занятие работа Раздел: Клеевые картины Комбиниров анное 2 Знакомство с техникой занятие Практическо 2 Коллаж е занятие 1 Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Беседа Наблюдение Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа Итоговое занятие 2.2 Условия реализации программы Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 25 мин, согласно СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 14 Материально-техническое оборудование Комплекты демонстрационного материала № 1 2 3 4 5 наименование Комплекты схем по правилам рисования предметов, растений, животных, птиц, человека Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному творчеству Картинки: -хлебобулочные изделия; -деревья; -домашние и дикие животные; -авто и авиатранспорт; -рыбы; -расписные пасхальные яйца; Игрушки: -неваляшка -пирамидки -елка, елочные игрушки -медальоны, кулоны, бусы -колокольчики -игрушки и поделки из соленого теста Репродукции картин: «Луг», «Лес», «Море», «Космос» количество 5 шт. 5шт 7 комплектов 1шт 5шт 1шт,1набор Достаточно 12шт Достаточно 4 шт. Комплекты раздаточного материала № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 наименование количество Клеенки на столы 8 шт. Краски акварельные 24 цвета (набор) 15 шт. Краски гуашевые 12 цветов (набор) 15 шт. Кисти (щетина) 15 шт. Емкость для воды 15 шт. Материал для украшения изделий (бусины, пайетки, бисер, достаточно семена, крупы) Белила цинковые достаточно Восковые мелки 12 цветов 15 шт. Простые карандаши 15 шт. Салфетки для ткани впитывающие воду 15 шт. Палитра 15 шт. 12 Кисть круглая беличья широкая 15 шт. 13 14 15 16 Кисть круглая беличья тонкая Фартуки Банки для промывания ворса Подставки под кисточки 15 шт. 15 шт. 15 шт. 15 шт. 17 Бумага различной плотности и цвета достаточно 18 Бумажные салфетки достаточно 19 Влажные салфетки достаточно 15 Трубочки, пробки, поролоновые тампоны, сухие листья, достаточно трафареты, ватные палочки, пенопласт, печатки из овощей, свечи 20 Основное оборудование № 1 2 3 4 5 6 7 наименование Кабинет дополнительного образования Детские столы (регулируемые по высоте) Детские стульчики (регулируемые по высоте) Стол для педагога Шкаф для хранения материала Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций Ноутбук с художественным программным обеспечением количество 8шт 15шт 1шт 4шт 1шт 1шт Информационное обеспечение. - Подборка презентаций по курсу - Компьютерные презентации - Видеофильмы - Мультфильмы Кадровое обеспечение Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю студии, высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. 2.3 Формы контроля Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов Наблюдение Журнал посещаемости Фото, видео. Отзывы детей и родителей Беседа Итоговое занятие Анализ приобретенных навыков Грамоты Методические разработки Формы предъявления результатов учащихся: Выставки и демонстрации образовательных 16 Готовые изделия Отчеты Открытые просмотры НОД Аналитические справки 2.4 Оценочные материалы Во время работы с детьми педагогу необходимо осуществлять формы контроля. В этом большую роль играет оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинг) могут использоваться для решения образовательных задач: 1. Индивидуализации образования. 2. Оптимизации работы с группой детей. Изобразительная деятельность сама по себе значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога важен анализ уровня индивидуального развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития. Мы рассматриваем искусство как средство развития у детей индивидуальности, самобытных творческих задатков и способностей. При этом совершенно ясно, что мозаика освоенного культурно-художественного материала будет у всех детей разной, поскольку различаются их интересы, опыт, способности, психофизиологические особенности. Нет даже двух человек, одинаковых по результатам стандартного обучения, как не может быть и двух художников, одинаково пишущих один и тот же пейзаж. Оценка индивидуального развития детей представляет собой обследование и выяснение протекания учебного процесса в кружковой работе, определение его результатов. Использование оценки индивидуального развития детей дает возможность проанализировать причинно-следственные связи между спецификой обучения и качеством освоения материала, ростом самостоятельности и творческой активности детей. Результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, обеспечения взаимосвязи и быстрого реагирования на изменение функционирования отдельных компонентов диагностики, оказания помощи ребенку в развитии его индивидуальных способностей, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития, оптимизации работы с группой детей. Использование в педагогическом процессе оценки индивидуального развития детей позволяет решить выявленные проблемы, поскольку предполагает: • постоянный сбор информации об объектах контроля, т. е выполнение 17 функций слежения; • изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; • компактность, минимальность измерительных процедур и их включение в педагогический процесс. Оценка индивидуального развития детей проводится по критериям. Под критерием понимается признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; критерий — это мерило суждения, оценки. Критерий указывает на наличии того или иного свойства у объекта, явления или процесса. При оценке индивидуального развития детей к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерий должен позволить проводить измерение. После выработки критериев мониторинга, проводится определение методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: 1. Текущие (цель — выявление ошибок и успехов в работах обучающихся). 2. Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие). 3. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Показатели оценки индивидуального развития детей оцениваются с помощью баллов (низкий, средний, высокий). Выявление достигнутых результатов осуществляется: • через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала в игровой форме); • через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки, фестивали, экспозиции работ). • отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Объект педагогического наблюдения (мониторинг) Индивидуальные достижения детей в процессе обучения по программе Формы и методы Периодичность педагогического проведения наблюдения педагогического наблюдения Наблюдение. 2 раза в год Анализ продуктов детской деятельности Сроки проведения педагогического наблюдения Сентябрь, май Формы подведения итогов: 18 В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: 4. Текущие (цель — выявление ошибок и успехов в работах обучающихся). 5. Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие). 6. Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Показатели оценки индивидуального развития детей оцениваются с помощью баллов (низкий, средний, высокий). Выявление достигнутых результатов осуществляется: • через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала в игровой форме); • через отчетные просмотры законченных работ (творческие выставки, фестивали, экспозиции работ). • отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Оценка индивидуального развития детей Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества 1. Анализ продукта деятельности. Форма: • 3 балла - передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; •2 балла - есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; • 1 балл - искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены не верно, пропорции переданы не верно, изображение статическое. Композиция: • 3 балла - расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; • 2 балла - на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; • 1 балл - композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана не верно. Цвет: • 3 балла - передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; • 2 балла - есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; • 1 балл - цвет передан не верно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. Ассоциативное восприятие пятна: 19 • 3 балла - самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; • 2 балла - справляется при помощи взрослого; • 1 балл не видит образов в пятне и линиях. 2. Анализ процесса деятельности. Изобразительные навыки: • 3 балла - легко усваивает новые техники, владеет навыками действия с изобразительными материалами; • 2 балла - испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; • 1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно. Регуляция деятельности: • 3 балла - адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; • 2 балла - эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл - безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла - выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, присутствует самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла - требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, присутствуют оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: • 0 - 8 - низкий уровень; • 9 - 16 - средний уровень; 17 - 21 - высокий уровень Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой, Т.Н.Дороновой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников». -Эффективность выполнения программы отслеживается через: -Организацию ежемесячных выставок детских работ для родителей. -Тематических выставок в ДОУ. -Участие в городских конкурсах изобразительного творчества в течение года. Показатели освоения детьми программного материала: - различать и называть способы нетрадиционного рисования; 20 - самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.); - самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы; - выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; - давать мотивированную оценку результатам своей деятельности. к н к Наличие замысла н к Речь в процессе рисования н Отношение к рисованию к Проявление самостоятельности н Средства выразительности (цвет, форма, композиция Ф.И. ребенка Технические навыки № п/п Точность движений Диагностическая карта По методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой, Т.Н. Дороновой н н н к к к «н»- начало года; «к»- конец года 2.5 Методические материалы На занятиях применяются такие формы и методы как: Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений. Практические – упражнения, игры. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение. Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Объяснительно-иллюстративные методы обучения: при таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию. Репродуктивные методы обучения: в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Исследовательские методы обучения: 21 овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы. Все методы используются в комплексе. В ходе реализации программы используются следующие методы обучения: Продуктивный (частично-поисковый и исследовательский): упражнения с использованием технологических карт поэтапного выполнения работы, игровые методы, с помощью которых обучающиеся сами находят решения отдельных вопросов и учатся самостоятельно ставить задачи Репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ, беседы, чтение художественных произведений, драматизация, объяснение; наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Методы проведения занятия: - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные -практические -игровые Используемые методы – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Методические рекомендации Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребѐнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности Чтобы предлагаемые занятия дали положительный результат педагогу надо к каждому занятию правильно подобрать методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, наглядный и дидактический материал, технические средства оснащения, осуществлять дифференцированный подход к детям, сотрудничать с родителями. В работе используются различные методы и приемы. Наглядные методы: - рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий; - показ способов действия с инструментами и материалами. Словесные методы: 22 - беседа, - использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы), - объяснение способов действия с инструментами и материалами; - указания, пояснения, - анализ выполненных работ; Практические методы: - обучение способам изображения; - самостоятельное выполнение детьми рисунков - использование различных инструментов и материалов для реализации замысла; - индивидуальный подход к детям; Мотивационный метод - убеждение, - поощрение; - создание ситуации успеха; Игровые методы: - сюрпризные моменты, игровые ситуации; - пальчиковые игры, динамические упражнения. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение. Игровые приемы, загадки, считалки, тематические вопросы помогают и при творческой работе. Можно также использовать следующие формы организации занятий: занятие или серия занятий путешествий; занятие-осмысление. Итогами работы педагога и детей должна стать выставка работ. Руководителю важно помнить, что ни под каким предлогом нельзя отстранять от участия в выставке ребенка. Методические рекомендации к проведению занятий. ЧАСТЬ 1. Вводная Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Скульптор», «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках. ЧАСТЬ.2. Продуктивная На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неѐ входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на 20 активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. ЧАСТЬ 3. Завершающая Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия 23 проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия. Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребѐнке и руководителя кружка. 24 2.6 Список литературы Литература. 1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г. 2. Галанов А.С., Корнилова С.Н. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/. ТЦ Сфера, 1999. 3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г. 4. Дубровская Н.В. Программа художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества». СПб.: Детство-Прсес, 2010 5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. –128с 6. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г. 7. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с. 8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с. 9. Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей. Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011. 10. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗО-студии. Издательский дом «Карапуз», 2008. 11. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009. 12. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с 13. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г. 14. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г. 15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 16. Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. ТЦ Сфера, 2011. 17. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2010. 25 Литература для детей: 1. Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г. 2. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г. 3. Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г. 4. Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г. 5. Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г. 6. Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках./Издательство «Стрекоза», 2007. 7. Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение, 1988 Литература для педагога: 1. Е.Н. Лебедева Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР.-М.,2004. 2. Н.Н.Леонова «Художественно – эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ» СПб Детство –Пресс, 2014 3. Румянцева Е. А., Необычное рисование: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста /.— М.: Дрофа, 2007. 4. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин Увлекательное рисование методом тычка с детьми.- М., 2007. 26